8.3.16

Вторая часть трилогии о Ходжесе - "Кто нашел, берет себе"

Этот пост про книгу "Кто нашел, берет себе" - второй часть трилогии о бывшем детективе Ходжесе, которая началась с "Мистер Мерседес". Средняя история трилогии вышла достаточно непредсказуемой и не имеет ничего общего с ожиданиями фанатов, которые были уверены, что главному герою - отставному детективу Ходжесу снова придется сразиться с каким-нибудь гиковатым психопатом, желающим убить как можно больше людей. Психопат есть и в этой книге, но убийства он совершает скорее побочно, ради достижения своей личной цели.



Как Finders Keepers появился на свет?


Историю романа стоит начать с убийства Кингом своего альтер-эго Ричарда Бахмана. Последний был вымышленным писателем, под именем которого Кинг опубликовал несколько романов и новелл, напрямую не связанных с мистикой. Бахман успел написать несколько книг, но он никогда не выходил на контакт с прессой и один из журналистов раскопал, что права на произведения писателя принадлежат некому иному, как Кингу. После чего Кинг признался, что никакого Бахмана нет. Чуть позже Кинг опубликовал "Темную половину", в которой рассказывается история писателя получившего скромную известность за глубокий роман в традициях академической прозы. И хотя книга восхвалялась критиками, денег она не принесла. В результате герой принимает решение начать писать пахабные детективные истории, чуть более чем полностью состоящие из насилия, кровищи и иных привлекающих публику элементов. По ходу романа один из журналистов выясняет, что права на эти кровавые произведения принадлежат герою книги. А у героя помимо прочего начинается раздвоение личности и его вторая "темная" половина убивает этого журналиста ради сокрытия факта авторства кровавых романов. Этим произведением Кинг, в том числе намекнул, чтобы сделал бы с тем, кто раскрыл личность Бахмана, произойди это в какой-то другой реальности.

Бахман интересен тем, что его произведения носили явный социальный подтекст - героями были люди с психическими отклонениями (посмертная новелла "Блейз"), сражающиеся с бюрократической системой ("Дорожные работы") и неравенство в широком понимании ("Бегущий человек"). Все вышесказанное отчасти относится и к Кингу, но в его произведениях эти темы скорее уходили на второй план, отдавая первенство ужастикам, фантастике и легкому психологизму.


В 2014-м году Кинг опубликовывает роман "Мистер Мерседес", который является явно Бахмановским произведением - завязка книги повествует о нападении психопата-маньяка на группу безработных людей. Далее по ходу книги мы опять-таки постоянно крутимся на социальных темах: депрессия и алкоголизм детектива на пенсии, навязчивые поведения и невозможность выйти из под опеки матери у Холли, самоубийство богатой владелицы того самого мерседеса. Книга в целом тяготеет к реализму, и в ней нет мистических элементов.

Через неделю после публикации "Мистер Мерседес" Кинг заявляет, что мы имеем дело с трилогией и что вторая часть выйдет через год, а третья через два. Стоит добавить, что первый роман получил ряд наград и был скорее позитивно оценен критиками и читателями.

В 2015-м году вышел Finders Keepers.

Сюжет


Начнем с того, что первая треть книги не связана с героями первого романа. Тут рассказывает об убийстве выдуманного Книгом классика американской прозы Ротстайне. Его убийцы похищают из дома писателя деньги и черновики неопубликованных произведений, написанных за годы затворничества. Один из преступников (тот, который как раз и убил Ротстайна) разбирается с подельниками и прячет деньги и черновики. Его практически сразу ловят, но за другое преступление и упекают в тюрьму.

Через много лет деньги и черновики находит школьник Пит, отец которого стал одной из жертв психопата из "Мистер Мерседес". Отец, выжив в бойне у ярмарки вакансий, стал инвалидом, и семья Пита испытывает финансовые трудности, осложненные экономическим кризисом в Штатах. Пит решает анонимно высылать деньги семье, параллельно изучая черновики. В старшой школе Пит понимает, что деньги подходят к концу, и он решает продать черновики, но параллельно с этим из тюрьмы выходит убийца Ротстайна, который 30 лет ожидал возможность прочесть неопубликованные произведения. Далее появляется Ходжес со своей командой.

Отдельно стоит отметить, что в романе есть два места, где рассказывается о том самом мистере Мерседес. Брейди, в конце первого романа, выходит из комы, но остается в вегетативном состоянии. Вторая же часть трилогии заканчивается тем, что в больнице, где содержится Брейди (уже не под стражей, так как никто не верит в его возвращение в реальный мир) происходит самоубийство медсестры. И Кинг открыто говорит о появлении у Брейди сверхъестественных способностей, хотя главный герой трилогии - Ходжес пока не догадывается в чем тут дело.

При чем тут "Мизери" и другие произведения писательской тематики Кинга?


В ряде аннотаций романа, который в оригинале называется Finders Keepers, упоминается его связь с "Мизери" и вообще с темой о писателях и поклонниках их творчества. Это действительно так. Треть книги повествует нам о двух фанатах выдуманного Кингом классика американской литературы Ротстайна. Первый, обидевшись на затворнический образ жизни кумира, убивает его и выкрадывает черновики двух романов. А второй, будучи слабо знакомым с произведениями Ротстайна, находит эти самые черновики через несколько десятилетий и влюбляется в творчество убитого писателя.


И вот тут-то и проявляется связь. Роман "Кто нашел, берет себе" фактически продолжает идеи, заложенные в "Мизери" и "Темной половине". Однако тут показывается не только негативный образ фаната, но и позитивный - молодой Пит, который к концу книги понимает, что черновики стали для него личным сокровищем, которым он не готов поделиться не с убийцей Ротстайна, ни с целым миром.

Главный антагонист романа в свое время очень походит на героиню "Мизери", которая за произведениями любимого писателя не смогла увидеть простого человека.

Как отнеслись фанаты, и какое общее впечатление вызывает книга?


Фанатам Кинга роман не понравился. Тут нету того накала страстей, который был свойственен "Мистер Мерседес". К тому же первая половина затянута до безобразия. Главный герой трилогии Ходжес занимает достаточно вторичную роль и, по сути, не раскрывает никакое преступление. Finders Keepers мог бы быть издан и вне трилогии о противостоянии Ходжеса и Брейди. Ко всему прочему про самого Брейди практически ничего не рассказывается, хотя и понятно, что ему будет посвящена заключительная часть (которая выйдет этим летом).


Так все-таки это роман Кинга или Бахмана?


Данная книга в отдельности, как и "Мистер Мерседес" скорее Бахмановское произведение. Тут поднимаются социальные проблемы и именно они движут многими персонажами, а также есть хаотичный психопат и общее повествование не имеет фантастических элементов.

Однако сама трилогия, вероятно, все-таки является Кинговской, так как в "Кто нашел, берет себе" появляется тема о сверхспособностях Брейди, которых в первой части у него не было. Соответственно ждать нам осталось недолго и уже этим летом моя гипотеза либо подтвердится, либо нет.

P.S. Читать или не читать вам продолжение истории Ходжеса, мне сказать трудно. Я бы не рекомендовал этот роман, если вы не зачитали всего Кинга до дыр. Ко всему прочему вторая часть трилогии мало связана с основным сюжетом и является скорее временной затравкой перед выходом третьей части - "Конец дозора". Но если вам нравятся произведения "писательского" цикла у Кинга, то стоит прочитать. Это конечно не "Мизери", но все равно интересная книга на пару вечеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий